Новые способы получения тепловой энергии

Б.В. БОЛОТОВ, М.Б. БОЛОТОВ, И.М. БОЛОТОВ

Поиск альтернативы таким наиболее распространенным энергоносителям, как нефть и природный газ давно стал задачей общемирового масштаба. Необходимость смены энергоносителей, а соответственно и создание новых технологий производства тепловой и электрической энергии обусловлена, в первую очередь, ограниченными запасами природного топлива. Так, по оценкам экспертов, разведанных месторождений нефти в России хватит еще на 21 год, а в Саудовской Аравии на 48 лет, при условии сегодняшних объемов добычи. Второй, возможно, даже более весомой причиной является то, что современные технологии, используемые в энергетике, наносят огромный вред окружающей среде. Одним из вариантов решения энергетической проблемы в Украине и, пожалуй, во всем мире может стать путь, избранный академиком Украинской академии наук Борисом Васильевичем Болотовым еще 50 лет назад, и названный им метод "Слабой атомной энергетики". В дальнейшем к работам по созданию новой энергетической технологии подключился сын академика Болотова - Максим Борисович Болотов, а затем и внук Илларион Максимович.

Авторами концепции <Слабой атомной энергетики> было установлено, что если вещество подвергнуть мощным физическим воздействиям (электронным лучом, ионной бомбардировкой, импульсами тока, магнитными или электрическими полями, сильными сжатиями, вибрацией, или химическими реакциями, высокими температурами), то вещества могут перестраиваться и преобразовываться в другие атомы. При этой перестройке новые образуемые вещества могут быть более плотными, а следовательно будет выделяться энергия. Нами подразумевается тепловая энергия, которая характеризуется большими скоростями движения фрагментов атомов (протонов, мезонов, водородных, гелиевых и более тяжелых атомов).

Под <слабой атомной энергетикой> мы подразумеваем процессы перехода одних веществ в другие, совершающиеся не в момент каких-либо атомных взрывов, а в процессах значительно более скромных по своим масштабам, например, при импульсных токах, хотя и не малых. В наших экспериментах импульсные токи находились в диапазоне 106 - 108А в цепи нагрузки. Плотности токов при этом не превышали 105-106 А/мм2.

Несколько слов о приоритете атомного преобразования веществ физическими воздействиями.

Опуская критику официальной науки в отношении преобразования веществ, так как она основана на элементарном незнании отдельными физиками важнейших основ преобразования веществ, следует отметить, что в настоящее время опубликовано более тысячи статей и книг, в которых признаются или отрицаются процессы в веществах, приводящие к перестройке атомов. Большинство этих публикаций отрицают возможности холодного ядерного синтеза или деления веществ, т.е. управляемых ядерных преобразований. В своих публикациях, основанных на экспериментальных данных за период с 1955 г., авторами окончательно было доказано, что управляемое ядерное (точнее - атомное) превращение не только возможно, но и технически относительно не сложно осуществимо.

Здесь нельзя не упомянуть имена людей, которые дали нам надежду на получение изобилия энергии, а с нею возможность продления жизни рода человеческого на Земле и в Космосе. Первым, очевидно, был французский астроном Пру, который еще сто с лишним лет назад говорил, что все атомы, так или иначе, состоят из водорода, и все они должны также делиться на те же атомы. В дальнейшем его теория нашла среди астрономов многих приверженцев. Вторым был также француз, который в 1962 не только высказывал идею превращения элементов, но и находил много примеров их наиболее вероятного преобразования. Его звали Луи Кервран. Хотя Кервран и не получил ни одного экспериментального доказательства преобразования вещества, но у него сформировалось окончательное убеждение, что такие преобразования совершаются непрерывно в природе.

Особенно интересной можно считать историю Дэвида Хадсона - фермера из Феникса (штат Аризона, США). Случай произошедший с ним имеет прямое отношение к преобразованию веществ. Почвы, на которых располагалась ферма Хадсона, страдали от высокого содержания соды, что делало поверхностный слой жестким и водонепроницаемым. Для борьбы с этим он еще в 1976-м году стал опрыскивать почву серной кислотой, чтобы размельчить поверхностную корку до нужной кондиции. Когда он изучил компоненты почвы, не растворенные кислотой, то обнаружил, что одно соединение обладает совершенно необычными свойствами. Когда оно накаляется под жарким солнцем Аризоны, то вдруг вспыхивает ярким белым пламенем и полностью исчезает. Спектральный анализ, однако, определил эту субстанцию как <чистое ничто»!

Последовали безрезультатные анализы в университете Корнелл, США; образец был отправлен в лаборатории Харвелла в Оксфордшир, Англия, но и там не смогли добиться внятных результатов. В конечном итоге при помощи Академии наук СССР удалось обнаружить, что таинственная пылающая белая субстанция состояла исключительно из металлов платиновой группы в форме, неизвестной науке.

Однако, традиционный химизм веществ, хотя и приводил иногда к изменению структуры атома, но его нельзя было относить к категории направленного (управляемого) атомного превращения веществ.

Нельзя не вспомнить М.Флейшмана и С. Понса, которые в 1989 г. сообщили в прессе, что им удалось осуществить соединение водородных атомов и получить гелий. Другими словами, они утверждали, что добились холодного ядерного синтеза, который сопровождался выделением ядерной энергии. Реакция проводилась на палладиевых проволочках и при действии малых электролизных токов. Реакцией, так называемой, научной общественности на сообщение Флейшмана и Понса стали тысячи публикаций, опровергающих их открытие. Как не странно, непризнанные официальной наукой, сегодня Флейшман и Понс продолжают свои изыскания, которые финансируются японским фондом <Технова>. Японцы полагают, что холодный термояд далеко не пустая затея. Однако, официальная наука остается в этом отношении непоколебимой, отвергая все предположения Л.Керврана, М.Флейшмана и С.Понса, как бездоказательные. Более поздние экспериментальные исследования в сфере атомного преобразования вещества относятся к 2000-2003 г. Здесь следует назвать члена-корреспондента РАН В.Ф. Балакирева, В.В. Крымского, А.В. Вачаева, Л.И. Уруцкоева, которые могли бы, на наш взгляд, быть соавторами эпохального открытия века - управляемого атомного преобразования.

Открытие сделано, но пока не рассмотрено официальными органами

В плане работ по атомному преобразованию веществ авторами оформлены несколько заявок на изобретение и на открытие, которые удостоверяют, что, так называемый холодный синтез и деление атомов впервые в мире практически осуществлено авторами настоящей статьи. Заявки на это открытие датируются 1960 -1961 гг., что указывает на приоритет России и Украины в вопросе преобразования веществ, а также на практические достижения ученых двух стран в этой области.

Наши достижения не являются преемственными в рамках традиционной атомной физики и потому не могут служить ее продолжением, как более ранней науки по атомному строению вещества. Авторы настоящей работы сформулировали свои понятия по атомной идеологии, которые, в конечном счете, не только позволили создать стройную теорию строения атома, но и экспериментально доказать возможности дробления атома на фрагменты и его синтез, т.е. укрупнение. Создана собственная авторская система элементов аналогичная системе элементов Менделеева. Только называется она таблицей изостеров, в ней менделеевские 105 элементов составили лишь небольшую часть. В таблице изостеров находится более десяти тысяч элементов. Таким образом, таблица Болотова, вобравшая в себя все многообразие веществ, открывает невероятно широкие возможности для их научного познания.

Поскольку мы не заимствуем ничьих теорий, тут необходимо в общих чертах изложить наши воззрения на строение вещества.

Определение пространства и вещества мы начнем с постулатов, которые мы не собираемся никому доказывать, относя их к истинным.

Авторы считают, что все протяженное трехмерное бесконечное пространство, обозримое человеком, является абсолютно пустым. Поэтому протяженное пространство не обладает никакими свойствами, кроме волновых. Будем по старой традиции называть его <эфиром>. Эфир, как среда, с нулевыми свойствами, тем не менее, способен передавать колебательные возмущения, если эти колебательные возмущения трехмерны. Действительно, на элементарном уровне в эфирной среде с нулевыми параметрами невозможно перемещение обычных одномерных волн. Поэтому в эфире возможны колебательные процессы на уровне стоячих волн (академическое толкование термина: стоячие волны - колебания в распределенных колебательных системах с характерным расположением чередующихся максимумов (пучностей) и минимумов (узлов) амплитуды, возникающие в результате отражения бегущих волн от границ системы и наложения падающих и отраженных волн. Стоячие волны не переносят энергию). Легко себе представить, что стоячая трехмерная волна будет выглядеть в виде двух шаровых пучностей. Одна из пучностей соответствует положительным полуволнам синусоид, а вторая пучность соответствует отрицательным полуволнам синусоид. Авторы стоячую волну, т.е. первую шаровую пучность назвали <электроном>, а вторую шаровую пучность - <позитроном>. Таким образом, электрон и позитрон (или π - электрон), хотя и являются взаимопротивоположными, они не могут аннигилировать друг с другом, так как, по сути, являются полуволнами одной и той же синусоиды, только трехмерной. (Аннигиляция пары (от лат. annihilatio - уничтожение - исчезновение), один из видов превращений элементарных частиц, происходящий при столкновении частицы с античастицей).

Шаровая пучность в эфире ведет себя как вещество, так как стоячая волна имеет свое пространственное и фиксированное положение. Действительно, поскольку стоячая волна привязана к некоторой точке пространства, то положение этих волн в пространстве относительно друг друга возможно только на расстоянии, равном временному полупериоду. Другими словами, расположение стоячих волн строго дискретно. Поэтому, чтобы пучность переместить в пространстве, надо приложить некоторое усилие, так как пучность может перескочить участок в пространстве только не меньше, чем на полпериода. Следовательно, электроны и π -электроны, являясь, с одной стороны, стоячими волнами, а, с другой стороны, элементарным веществом, обладающим свойством сопротивляться передвижению, т.е. свойством массы.

Другими словами, все обозримые вещества получаются на основе электронов и π - электронов, которые формируются в виде кристаллических образований на основе Платоновых тел и не обязательно Платоновых. Вещества, таким образом, являются продуктом эфирной среды, сформированной в виде стоячих волн (пучностей). Эфир и вещество - это одно и тоже. Поэтому распад вещества сводится к превращению вещества в эфирную среду. Вещество, таким образом, также, как и эфир ни из чего не состоят, но можно допустить, что эфир состоит из пространства, заполненного идеальными ломоносовскими ультра-космическими частицами, а пару электрона и π - электрона, т.е. кирпичика мироздания, назовем электроно-позитронным резонатором (ЭПР).

Обсуждение результатов экспериментов, полученных авторами

Для проведения экспериментов атомного преобразования веществ в Киеве было изготовлено специальное имульсное устройство, позволяющее пропускать через испытуемые вещества импульсные токи до миллиона ампер. Для проведения опытов данное устройство было доставлено в Словакию, где и проводились исследования расщепления квазимолекул железа, никеля, циркония и других веществ. Устройство состоит из силового трехфазного трансформатора, трех раздельных выпрямителей с регулировкой напряжения, зарядных импульсных цепей с безиндукционными конденсаторами С4, С5, С6, ёмкостью от 0,1 до 100 мкФ ( подбираются в соответствии с параметрами нагрузки импульсной силовой цепи). На пряжение на конденсаторах С4, С 5, С6 с помощью регулируемого выпрямителя плавно устанавливается от 0 до 20000 вольт. Тиристоры Тир1, Тир2, ТирЗ, или разрядные устройства типа РУ срабатывают при запускающих импульсах от импульсных трансформаторов Тр2, ТрЗ, Тр4 до 30 000 вольт. Эти трансформаторы работают синхронно от поджигающего устройства, согласующего трансформатор Тр1 и сопротивления R4, R5, R6. Тиристорные разрядные устройства рассчитаны на пропуск не менее 70 000 ампер, так чтобы результирующие ампервитки обеспечивали в нагрузке достаточные токи. В этой связи согласующий трансформатор СТр выполняется с коэффициентом трансформации около (n = 5 - 10). Трансформатор выполняется в виде тора. Вторичная обмотка W4 состоит всего из двух витков, выполненных в виде шин или сплошной ленты, замыкающей весь сердечник и размещенной между первичными обмотками, которые состоят по 10 - 20 витков многожильного провода с общим сечением около 100 - 200 мм2.

В качестве магнитопровода используются сверхвысокочастотные магнитные порошки. Мы в своих экспериментах магнитные материалы в сердечнике СТр не использовали, так как удавалось получить хорошую магнитную связь даже на микросекундных импульсах. В нагрузке равной 0,001 Ом нам удавалось получать импульсный ток около 106 А, при импульсном напряжении в нагрузке около 1000 вольт и длительности менее 2 микросекунд.

Целью настоящих экспериментов было подтверждение теоретического доказательства существования квазимолекул на основе алюминия и кремния. Для этого было произведено расщепление ряда веществ импульсными токами высокой плотности (Более 106 А/мм2). В качестве первого экспериментального образца были взяты тонкие ленточки химически чистого железа толщиной 0, 1 мм и шириной 3 мм. На спектрограммах образцов было замечено, что чистое железо при малых импульсах тока практически не изменилось. Оно также состоит из двух изотопов (Fe1 и Fe2) и содержит на уровне фона такие элементы, как хром, кальций, кремний и алюминий. После пропускания больших импульсов тока через железную полоску, она полностью распылилась. (Эксперимент проводится в баллоне с бидистиллированной водой). Собранный в воде взвешенный порошок высушивался и исследовался рентгеновским спектроанализатором. Анализируя полученную спектрограмму, мы замечаем, что в исследуемом материале полностью отсутствует железо, но появились линии алюминия и кремния.

Однако, варьируя режимами, мы замечаем, что линии кремния увеличиваются незначительно, а линии алюминия возрастают в большей степени. Из многих повторных экспериментов авторы приходят к выводам, что железо в своем большинстве распадается на атомы алюминия, хотя из-за появления свободных протонов, более тяжелые изотопы железа (Fe2) могут при своем распаде, кроме атома алюминия, ещё образовывать и атомы кремния. Здесь авторы обнаружили явление дробления изотопов железа на атомы алюминия и кремния, которое формулируется как Явление Болотовых, характеризующееся тем, что при высокой плотности импульсных токов, проходящих через атомы железа, последние в зависимости от изотопноеT и свободных протонов превращаются в алюминий и кремний (Fe = 2 Al; Fe = Al + Si).

Исследование процессов расщепления меди

Для этого эксперимента были подобраны медные пластинки толщиной порядка одной десятой миллиметра и шириной два миллиметра. Условия проведения экспериментов такие же, как и в предыдущем опыте. Спектрограмма исходных образцов показала три линии меди, а также линии железа и некоторые другие вещества на уровне фона.

После импульсного воздействия были получены продукты расщепления. Анализируя полученную по результатам эксперимента спектрограмму, мы обнаруживаем, что все компоненты меди и все его изотопы расщепились также на алюминий и кремний. Не обсуждая пока полученные результаты, мы приведем исследования процессов расщепления чистого никеля. Исходная спектрограмма показала, что материал (никель) содержит два изотопа, небольшое количество железа и на уровне шумов обнаруживается кремний и алюминий. При воздействии импульсных токов анализ собранного вещества подтверждает присутствие в основном алюминия и кремния. Медь и железо также при расщеплении содержат в основном алюминий и кремний. Также, мы подвергали расщеплению олово, свинец, висмут и другие вещества. Каждый раз мы получали один и тот же результат. Все вещества расщеплялись главным образом на алюминий и кремний. Здесь авторы встретились с новым и необычным состоянием вещества, при котором исходные элементы атомов находятся как бы в жидком состоянии. Железо является квазимолекулой алюминия, а при импульсах тока квазимолекулы как бы плавятся на фрагменты. В этом авторы видят проявление особого свойства вещества, названного авторами Явление Болотовых, характеризующееся тем, что при повышении температуры тяжелые атомы, представляющие собой квазимолекулы, разделяются на фрагменты и становятся подвижными, как в жидкости. На рассмотренных примерах дробления атомов железа, меди и никеля в устройстве, показанном на рисунке, образуется (названная авторами) квазимолекулярная жидкость, при которой атомы железа, никеля и меди перестали существовать. Вместо них в расплавленном веществе будут находиться более стабильные к заданной температуре атомы. Такими атомами оказываются атомы алюминия и кремния. Возможно, к ним также относятся и атомы водорода. При понижении температуры опять начнется укрупнение молекул. Атомы алюминия и кремния частично будут вновь образовывать исходные, или совершенно другие вещества.

Из спектрограммы, полученной после расщепления никеля, было видно, что никель практически полностью исчез, но появились алюминий и кремний, а также элементы Fe, Cr, Ti, Ca и К. Все вновь появившиеся элементы имеют массы меньшие, чем никель. В целом это показывает, что импульсные токи приводят, как правило, к дроблению более тяжелых веществ на мелкие фрагменты.

Рассмотрим другие примеры перехода веществ в квазимолекулярную жидкость. Для такого исследования был выбран сплав соединения железа и никеля-пермаллой. С указанной целью изготавливались образцы из тонкой пермаллоевой ленты (толщиной в 0,1 мм, шириной 3 мм) с содержанием никеля около 78%. Лента была извлечена из пермаллоевого сердечника, отожженного в магнитном поле и имеющего прямоугольную петлю гистерезиса. Спектроанализ этой ленты показал по две линии никеля и железа. Имеются следы марганца, молибдена, фосфора и магния. Также присутствуют алюминий и кремний. Затем образцы подверглись воздействию импульсным током плотностью около 106 А/мм2. В результате спектроанализа обработанных образцов авторами было обнаружено, что все атомы железа и никеля почти полностью исчезли, а образовался алюминий, кремний и небольшое количество циркония. Образование алюминия и кремния понятно, так как они составляют основу квазимолекулярной жидкости. Цирконий же возможно мог образоваться из-за соединения двух атомов алюминия и одного атома кремния. Цирконий не образуется от непосредственного соединения железа с кремнием, но если железо разделено на два атома алюминия и будет образована квазимолекулярная жидкость, то кремний вступит в соединение с алюминием и будет образована квазимолекула типа Al2Si, или Al4Si2, представляющая собой атом циркония. Если подвергнуть расщеплению более легкие элементы, например, хром или титан, то каждый из них расщепится либо на атом алюминия, либо на атом кремния. Хром же предпочитает расщепляться, согласно таблице изостеров, на кремний и углерод, а титан на магний и углерод. Даже если хром просто разогреть переменным током до белого каления, то он начинает интенсивно излучать резонансные линии углерода. Авторы эти излучения успешно используют для лечения рожистого воспаления кожи. Если мы в железонике-левый сплав добавим немного хрома и титана, то на основе кремния и углерода должны получить кальций. На спектрограмме был зафиксирован железо- никелевый сплав с добавками хрома и титана. Затем тонкая ленточка (толщиной 0,1 мм, шириной 3 мм) подверглась импульсному воздействию. Результат расщепления был тщательно отобран, как и в предыдущих случаях, и передан для анализа на рентгеновский спектроанализатор в городе Прешове (Словакия). Рассматривая результаты этого анализа, мы обнаружили, что железо и никель превратились, как это было и ранее, в алюминий и кремний. Хром и титан также исчезли, но появились линии кальция.

Данными сведениями подтверждается предположение о том, что возникшие в избытке углеродные атомы, стали присоединяться к атомам кремния, образуя кальций. С другой стороны, обработанный высокоплотными токами карбид кремния также превращался в кальций. Таким образом, авторы обнаружили механизм образования кальция в виде соединения кремния и углерода, который был назван Явлением Болотовых, характеризующимся тем, что при наличии квазимолекулярной жидкости из алюминия и кремния происходит избирательное присоединение углерода к кремнию. Кальций - это квазимолекула кремния и углерода. Становится понятным высокая стабильность кальция в недрах Земли, как и высокая устойчивость всех алюмо-силикатов. На диаграмме, приведенной ниже, количественный состав веществ до атомной реакции (белая колонка) и после неё (темная колонка). В диаграмме видно, что, кроме кальция, появился и калий. Он образовался также от присоединения углерода, но не к кремнию, а к алюминию. Калий и кальций - это всего лишь углеродные спутники алюминия и кремния. Калий в алюмо-силикатах довольно часто присутствует (например, в слюде).

В процессе расщепления веществ, когда пленочный образец испаряется от прохождения импульсного тока, образуются несколько различных фракций. Две фракции брались как основные, и по ним проводились спектрографические исследования. Спектрограммы показывают изменения в веществах, собранных в отстойниках в виде волоконцев. Но в осадке присутствуют, кроме всего, ещё и маленькие шарики (гулечки). В них обнаруживаются начальные изменения исходных веществ, когда исходные вещества еще не окончательно прореагировали, но уже образуются другие вещества. Авторы имеют эти спектрограммы и могут ими воспользоваться для дальнейшего изучения разложения и синтеза веществ.

Как уже было сказано, введение в железо-никелевый сплав хрома и титана, приводит к образованию в квазимолекулярной жидкости большого количества углерода, который, присоединяясь к кремнию и алюминию, образует кальций и калий. С другой стороны, кремний, группируясь по три атома, будет образовывать молибден. Спектроанализ показывает наличие большого количества молибдена. Здесь же обнаруживается еще и медь в небольшом количестве, которая хотя и появляется в гулечках, но почти полностью исчезает в волокне. Появление на разных стадиях разрядного процесса элементов говорит о том, что образование элементов происходит при различных режимах токового процесса. В дальнейшем при синтезе более тяжелых элементов эти режимы токового разряда необходимо тщательно соблюдать.

В переходных процессах наблюдаются постепенные превращения одних элементов в другие. Причем эти переходы совершаются не в равноценных режимах. Вначале разваливаются более тяжелые элементы, а потом более легкие. Если мы взяли сплав железа и никеля, то вначале будет разрушаться никель, постепенно превращаясь в железо и марганец. Многие эксперименты подтверждают, что железо-никелевый сплав вначале преимущественно будет превращаться в марганец, а не в кобальт. Причем железо при своем начальном расщеплении, согласно таблицы изостеров, может дать и серу. В тоже время, марганец исчезал, так как при больших токах он, как и железо, распадается на алюминий и кремний.

Любопытно заметить, что в железо-никелевых сплавах под действием больших импульсных токов не образуется кобальт, хотя кобальт является квазимолекулой алюминия и кремния, т.е. суммой двух атомов.

В испытательном устройстве импульсные токи задавались напряжением, которое подводилось от блока питания перед разрядником. В зависимости от величины этого напряжения получаются в результате и различные элементы. Не приводя в данном материале диаграмм, мы приводим, однако, общие результаты.

Первые три эксперимента были проведены при напряжении на разрядных конденсаторах равном 3500, 700 и 2500 вольт. Исходные вещества составляли сплав железа и никеля. Получались: алюминий, медь, магний, титан, марганец, калий, кальций, сера, фосфор, цирконий и хром. При напряжении 3200 вольт получалось много молибдена, а при 800 вольт получались: кальций, титан, молибден, магний, цирконий и хром. При 1500 вольтах получались такие элементы: алюминий, магний, титан, кальций и хром. Разлагая медь, при 700 вольтах мы получили алюминий, кремний, свинец и хром. При напряжении 4700 вольт были получены кальций, свинец, алюминий, кремний и хром. В следствие увеличения разрядного напряжения почти в десять раз, дополнительно был получен только кальций. Свинец, возможно, получается в результате соединения двух атомов меди и одного атома хрома:

Рb82 = 2Cu29 + Сг24

Для никеля, 200 вольт разрядного напряжения было недостаточно, чтобы он начал расщепляться. Здесь играет важную роль прикладываемая энергия, накопленная на конденсаторе.

В июне 2003 года были повторены эксперименты с медью, никелем, алюминием, цинком, свинцом, оловом, висмутом и железо-никелевыми сплавами. По результатам проведенных экспериментов, авторами были сделаны приведенные ниже выводы.

Если подвергнуть рсщеплению алюминий, то при 3600 вольт обнаружится кремний, калий, кальций, сера, хлор и фосфор. Надо полагать, что алюминий расщепляется в первую очередь на углерод и на протоны. Образовавшиеся протоны, соединяясь с алюминием, образует кремний, а углерод, соединяясь с алюминием и кремнием, образует калий и кальций. Углерод же делится на два атома лития, который, соединяясь с алюминием и кремнием, образует серу и хлор. Фосфор образуется из кремния, если к нему присоединить один протон.

В других же режимах расщепления алюминия, образуется медь. Свинец, как и висмут при 4500 вольтах дробится до алюминия, кремния и кальция.

Спектрометрический анализ исходных веществ (железо и никель) высокой очистки и веществ, которые образуются в результате атомных преобразований проводился в г, Кошице (Словакия), а эксперименты - в г. Прешове (Словакия). Если обратить внимание на анализ ленточки сплава (1Fe - Ni), то заметно, что при относительно слабых импульсных токах ленточка железо-никелевого сплава еще не разрушается, но изменения в ней происходят значительные. Например, для образца (1Fe - Ni) появляются дополнительные элементы: Cu, Ti, Cr, Mn, Са и К. В порошке и гуличке уже отсутствует Са и К. В порошке фильтрате отсутствует Ti, Cr и Мn. В большой гуличке отсутствует Ti, Mn, Са и К. Анализ ленточки сплава (2Fe - Ni) показал, что при слабых токах появляются Mg, Cr, F и Zr. В порошках даже исчезает железо и никель. В начале июня 2003 года был исследована чистая без примесей алюминиевая фольга. При относительно небольших токах в алюминиевой ленточке появились следующие элементы: Fe, Ni, Si, Cu, Са, К, S, CI и Р. Эти результаты позволяют смотреть на образование алюмо-силикатов в Природе совершенно с других позиций.